коан

коан
        КОАН (яп., кит. — гунъань) — вербальный текст парадоксального содержания, посредством которого в чань-буддийских (яп. — дзэн-буддийских) психотехниках радикально трансформируются когнитивные модели и картина мира адепта, продуцируя эффект измененного состояния сознания и переход на высший уровень сознания — на «просветление» (кит. — у, яп. — сатори). Понятие «гунъань» («публичный отчет») первоначально означало вид правового документа, применявшегося в гласном судебном процессе. После 8 в. в чань-буддизме оно было переосмыслено в значение «запись всеобщего, надындивидуального понимания», «запись общезначимой ситуации»; в таком толковании оно в форме «К.» было усвоено, вместе с чаньской школой Линьцзи (яп. — Ринд-зай), японской культурой в 12—13 вв.
        Философским основанием практики К. выступает чаньское учение о том, что все живые существа изначально обладают истинным сознанием, «природой будды», однако оно не обнаруживает себя во всей полноте, поскольку обычно у человека преобладают ложные идеи и желания. Истинное сознание, будучи абсолютной реальностью, не может быть выявлено посредством приращения частных, относительных истин. Единственный путь — резкий прорыв к нему посредством интуиции (праджня) и обретение истины во всей полноте «просветления» (учение о «внезапном просветлении»; кит. — дунь у). Прорыв к истинному сознанию возможен только в результате ломки когнитивно-эмоциональных моделей, свойственных обыденному, «омраченному» сознанию. К., заключающий в себе парадоксальную ситуацию, понимание которой в границах обычных шаблонов мышления невозможно, предполагает отказ от стандартных когнитивных решений и переход в этой кризисной ситуации к интуитивным способам понимания реальности. Классический К. вопрошает: «Все слышали, как звучит хлопок двух ладоней. А как звучит хлопок одной ладони?» В состоянии медитации адепт чань должен посредством интуитивной мудрости-праджни, заложенной в его собственной «природе будды», дать ответ, который соответствовал бы фундаментальным идеям буддизма махаяны — о недвойственности истинной реальности и др. (один из известных ответов — «звук тишины»).
        Многие К. представляют собой короткий рассказ, главными героями которого выступают наставник и ученик, обретающий, благодаря спонтанным реакциям на действия наставника,просветление; либо два выдающихся наставника — напр., Линьцзи и Чжао-чжоу (9 в.): «В о время своих странствий Чжао-чжоу навестил Линьцзи. Когда они встретились, учитель был занят мытьем ног. Чжао-чжоу спросил: "Для чего патриарх пришел с Запада? (имеется в виду Бодхидхарма. — А.З.), "Я как раз мою ноги", — ответил Линьцзи. Чжао-чжоу подошел ближе и сделал вид, что прислушивается. Учитель сказал: "А теперь я собираюсь вылить второй ковш грязной воды". Чжао-чжоу ушел». Такие рассказы собраны в канонических текстах «бесед и высказываний» (кит. — юйлу); напр., процитированный выше «Линь-цзи лу», и в специальных сборниках, напр., «Умэныу-ань» («Врата без входа»), «Биянь лу» («Записки у бирюзовой скалы»).
        Большинство К. имеют форму диалога. В своей основе они фиксируют реально существующую чаньскую практику парадоксальных диалогов: — кит. — вэнь да; яп. — мондо — «вопрос—ответ». Напр., ученик: — «Как достичь освобождения?»; наставник: — «А кто тебя связывает?» — «Как достичь нирваны?» — «А кто поместил тебя в сансару?» В тех случаях, когда, по мнению «просветленного» участника диалога, вербальный ответ невозможен, вместо него совершалось какое-либо символическое действие; напр., Чжао-чжоу в ответ на требование произнести «чаньское слово» снял сандалии, положил их себе на голову и вышел вон из комнаты. Очень часто ответ представлял собой удар по телу вопрошающего, нередко — учительским посохом. Удары, оглушительные крики или другие шокирующие действия наставников были составной частью практики К. и вэнь да, способствующей разрушению привычных психоментальных состояний и продуцированию измененных состояний сознания. Своей энигматичностью и парадоксальностью содержания, шокирующим способом репрезентации К. отчасти аналогичны некоторым др. стратегиям языка религии, напр., вербальному поведению юродивых.
        А.П. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "коан" в других словарях:

  • Коан — Cтатья является частью серии статей про Дзэн …   Википедия

  • коан — ГУНЪАНЬ (япон. коан) Букв, публичный отчет , обществ, акт . Один из осн. методов практики психотренинга и психич. саморегуляции в буд. Чань школе, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения на уровне дискурсивно логич. мышления.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КОАН — (япон.): вопросы загадки, которые задают дзэнские наставники для того, чтобы привести ученика в особое психическое состояние «всепонимания», или понимания без слов. Своей нелогичностью коан разрывает цепь привычных ассоциаций, выбивает ученика из …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Коан — (Koan) Понятие, используемое в дзен буддизме. Коан представляет собой предназначенное для медитации утверждение, которое ставит в тупик разум. Учитель, предлагающий это утверждение, требует ответа на него; он не торопит с ответом, но ученик… …   Словарь йоги

  • коан — (яп., кит. гунъань) одна из двух важн. практик в дзэн буддизме, помогающая достичь «пробуждения» (сатори). Первонач. в кит. яз. этим термином обозначался офиц. документ в судебной практике, но с сер. 8 в. им стали обозначать истории из жизни… …   Буддизм

  • коан — (јап.) јавен акт во зенизмот: писмена задача што ученикот ја решава предизвикувајќи во себе визија …   Macedonian dictionary

  • Коан, Мартин — Мартин Коан (исп.  Martín Kohan, январь 1967, Буэнос Айрес) – аргентинский писатель. Содержание 1 Биография 2 Произведения 2.1 Романы …   Википедия

  • Кулонж-Коан — Коммуна Кулонж Коан Coulonges Cohan Герб …   Википедия

  • Император Коан — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Му (отрицание) — У этого термина существуют и другие значения, см. Му. Знак 無 в скорописном варианте. См. также анимацию. Му (в японском и корейском языках) или У (кит. трад. 無, упр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»